Малый бизнес несмотря на свою молодость переживает в настоящее время глубокий кризис. Экономический кризис, который наблюдаем все мы, и в котором живем — это не кризис отдельного предприятия. Это кризис, который поразил деятельность всех предприятий по всей стране, т.е. он имеет системный характер. Это говорит о том, что причины кризиса не внутренние, а находятся скорее вне сферы компетенции конкретной организации. Корни этих причин обнаруживаются в идеологии и во взглядах властных структур различного уровня на сущность бизнеса. Масштаб кризисных явлений, показывает, во-первых, несовершенство той схемы управления процессами банкротства, которая развивается в стране со времени появления федерального закона о несостоятельности, а во-вторых, отсутствие не только какой-либо антикризисной практики на уровне территорий, но даже попыток теоретической постановки вопроса об антикризисном управлении предприятиями.
Всякий кризис требует поиска и применения контрмер, направленных на устранение порождающих его причин и не допущения их появления вновь. Поэтому в первом приближении понятие антикризисное управление можно определить как систему мер, методов и форм, которые используются для достижения указанной цели. Это простое определение антикризисного управления вполне приемлемо, когда речь идет о процессах антикризисного управления отдельными предприятиями и организациями. Но оно абсолютно не пригодно, когда речь идет о таком объекте управления как малый бизнес, поскольку в этом случае мы выходим на совершенно другой уровень проблем.
Одна из теоретических проблем отрасли состоит в изучении взаимоотношений почтовой деятельности и рыночных структур. Полученные выводы о свойствах рынка почтовых услуг, об особенностях развития и функционирования естественных монополий технологического типа, на наш взгляд, развивают идеи, новые для экономической теории, в частности, положения о невозможности конкуренции в сфере деятельности естественных монополий, об особом механизме ценообразования, в корне отличающиеся от существующих в теории и практике представлений о них.
Важным элементом антикризисного управления предприятием является изучение моделей и механизмов рыночного ценообразования, проблем ценообразования и тарифной политики в почтовой деятельности. В результате данных исследований предложена новая модель ценообразования для естественных монополий технологического типа, показаны особенности механизма регулирования цен, противоречия, свойственные ему, дано новое определение понятия затратного ценообразования, сущности затратных цен, а также авторская концепция новой тарифной политики и тарифных отношений в сфере почтовой деятельности.
|